Оборудование +7(495)795-77-93
Ищете автосканеры?!
Звоните ежедневно!
пн-пт: с 08-00 до 20-00 МСК
сб-вс: с 10-00 до 20-00 МСК
Сервис +7(925)985-35-93
E-mail info@di-zel.ru

ООО "Ди-Зел" - продажа,
ремонт автосервисного
оборудования. Ремонт
топливной аппаратуры.
Заказать звонок
Каталог товаров

"Диагностика системы управления климатом в салоне"

Владелец автомобиля жаловался, что внутренняя температура временами зависает на одном уровне. Он не мог сказать, при какой температуре это происходит, просто, что иногда терморегулятор перестает работать. Я решил разобраться и провести диагностику автомобиля.

С чего начать? Я всегда выступаю за то, чтобы «начинать с начала», но в данном случае начало для меня – это конец цепи: клапан системы отвода воды, который отвечает за охлаждающее действие, и тем самым внутреннюю температуру. Можете считать меня старомодным, но взглянув на размещение проводов, не так много альтернативных способов подключения оставалось, чтобы это работало. Было 5 проводов, и я предполагал, что два из них для команд двигателя (оба провода передают сигналы переключаемой полярности), а остальные отвечают за положение клапана (подключенный потенциометр, масса и регулируемое напряжение). Владелец автомобиля говорил, что неисправность наблюдается время от времени, и этот момент клапан казалось срабатывал в обычном режиме, что было хорошей возможностью для снятия показаний в режиме реального времени. Когда я исследую какую-либо новую цепь, я не принимаю показания на веру, без доказательства. Мне нужно сначала проверить, исправно ли работает блок в своих естественных условиях, и убедиться, что ЭБУ устраивает работа всех блоков, перед тем, как я занесу показания в журнал в качестве хорошего примера. Я снова исследовал электрический разъем клапана и вскоре убедился, что моя рабочая теория была правильной.

Затем я подключил осциллограф kts 570. Я хотел получить комплексную картину параметров клапана, и я посчитал, что самым простым способом это сделать, будет проверка потребления тока двигателя и позиционного сигнала обратной связи. Почему? Потребление тока двигателем, так как это значение включает в себя и проверку входящей и исходящей проводки двигателя, всех соответствующих соединений и технического состояния двигателя; а также дополнительный бонус – часто забываемая диагностическая процедура анализа усилия двигателя. И все это за одно подключение, используя лишь один канал осциллографа. Проверка параметров сигнала на напряжение также целесообразно, но этого не достаточно для построения общей картины. Сам позиционный сигнал обратной связи предоставляет данные рабочих характеристик всей цепи потенциометра. Сигнал эффективен для прямого контроля над положением клапана и целостностью скользящего контакта, а также может предоставлять информацию о неисправности цепи потенциометра и наиболее вероятных причинах. С подключенным осциллографом, я провел пару полномерных проверок, начиная с панели управления отопителем с превосходной на вид реакцией клапана. Смотрите диаграмму 1.

Я продолжил проверку клапана еще какое-то время без признаков неисправности. Я проверял клапан в различных положениях, при медленном вращательно-поступательном движении, при быстро сменяющихся положениях, при выключенном зажигании, а затем при включенном, пока вскоре это не стало утомительно. Сколько же следует проверять периодическую неисправность? Я всегда даю достаточно времени для того, чтобы блок или цепь проявили неисправность. Проверка длилась около 30 минут, достаточное количество времени. Я был уже готов закончить и начать собираться, как увидел что-то прямо на границе одного зафиксированного изображения. К этому времени, я сократил время перехвата экрана, чтобы получать более детальное изображение коммутации двигателя, но я находился в пассажирском отделении и не смог быстро добраться до ПК и нажать кнопку выключения, поэтому, к сожалению, сохраненных показаний не имею. Но я точно видел кое-что. Я снова открыл временную развертку на bosch kts 570 и скрестил пальцы, чтоб неисправность снова повторилась. Несколько полных циклов колебаний частоты и …. ПОЛНОЕ ПОПАДАНИЕ!

Первое и наиболее важное, что на самом деле послужило огромным ключом к разгадке – это показания тока в 1 А, зафиксированного на данном участке измерения. В начале исследования я пробовал различные деления вертикальной шкалы осциллографа bosch kts 670, чтобы получить подходящее изображение показателя потребления тока двигателя, который, если вы вернетесь обратно к рисунку 1, составляет около 200 мА в момент фиксации значения. Я настроил осциллограф так, чтобы по диапазон по вертикальной шкале был ± 1А, в надежде получить устойчивый сигнал в пределах диапазона. Импульсы тока внезапны и имеют циклический характер, давая понять, как увеличивается нагрузка на двигатель. Задевает ли клапан за что-то или, возможно, его заклинило? Казалось бы ответ очевиден, но, к сожаленью, нет. Мы можем исключить любую проблему клапана касательно механических характеристик, потому что, как видно из диаграммы 1, в самом худшем случае, это может привести к тому, что показания потребления тока двигателя в момент фиксации будет составлять 200 мА. Стоит отметить, что этот показатель 200мА при нормальной работе объясняется исключительно сопротивлением цепи (несомненно включающей двигатель с сопротивлением около 50 Ω). Но мы не видим из диаграммы о каком пределе идет речь. Возможно, наша неисправность никак не связана ни с двигателем, ни с клапаном. Может быть, проблема в проводке или неисправности ЭБУ?

Опять таки, нет, потому что с точки зрения электрических законов это невозможно, но из-за используемого расположения точки измерения. Я поясню. Возвращаясь назад к любой из приведенных в этом исследовании диаграмм, обратите внимание на то, что мы не можем видеть полярности напряжения двигателя, так как до настоящего момента я использовал для диагностики только щуп для измерения величины тока. Сейчас я вижу необходимость включения полярности напряжения, чтобы быть уверенным в любом решении. В первую очередь, наличие разомкнутой кабельной цепи (высокого напряжения) приведет к отсутствию или очень малому движению тока, прямо противоположному тому, что мы имеем, поэтому мы можем исключить эту неисправность. Можно предположить, что дело в коротком замыкании. В принципе, это типичная причина для чрезмерного потребления тока, поэтому дайте посмотрим на возможные комбинации полярности напряжения. Должен признать, что я не слишком надеялся на полярность во время проверки. Я настроил осциллограф bosch kts 570, обнулил показания щупа для замера тока и зафиксировал вокруг одного из проводов двигателя. После общего взгляда на характеристики цепи я имел следующее.

Из вышеприведенной диаграммы следует, что у нас действительно лишь один претендент. Теперь давайте поменяем полярность и посмотрим к каким изменениям это приведет.

Думаю, я рассмотрел все возможные варианты КЗ цепи. Если мы посмотрим на всех претендентов, мы увидим определенную закономерность, где возможное КЗ возникает между нагрузкой двигателя и местом измерения. Я с легкостью могу исключить вероятность обоих, утверждая, что выбранная точка измерения является самым коротким путем к двигателю и весь провод находится на виду. Поэтому проблема с проводом тоже исключается. Тем не менее, каждый из них стоит рассмотрения, чтобы убедиться в моем последнем заключении – короткое замыкание внутри двигателя.

Диаграмма (с осциллографа bosch kts 570) также предоставила новые подсказки.

Увеличение силы позиционного сигнала в то же время, как скачки тока, являются показателем передачи энергии внутри ЭБУ. В частности, это выглядит так, словно соединение на массу используется обеими цепями. Каждый скачок тока является свидетельством нашей неисправности. Последовательность скачков передается ЭБУ, быстро гасившей ток до того, как вновь возникнет очередной скачок. Сглаженная кривая внизу, возникающая с повторным скачком тока, тоже о многом говорит. Почти сразу двигатель сталкивается с трудностями, и мы видим характерную форму кривой. Эта кривая позже выравнивается до отметки 200 мА, свидетельствуя о том, что двигатель попал в опасное положение, и вскоре после этого мы видим скачок тока. И заметьте, как увеличивается время между скачками тока до тех пор, пока не преодолеет неисправность.

Что касается неисправности двигателя, я открыт для предложений на этот счет. Но мои собственные мысли склоняются к проблеме с расположением щетки или даже возможно отклонение сердечника. Но к этим умозаключениям я пришел после того, как я увидел один дефект. Это отчетливое полное короткое замыкание и не так много возможных причин для него. Безусловно чрезмерно высокое или низкое сопротивление, но очень скачкообразное КЗ? Я оставил это вопрос открытым. Я установил новый клапан двигателя в сборе и неисправность исчезла.