Цепи зажигания: первичная и вторичная
В этом разделе мы будем рассматривать взаимосвязь между первичной и вторичной цепями, осуществлять контроль над временем горения искры и показателями высокого напряжения. Форма колебаний, представленная на рис. 1.0 указывает на четкую взаимосвязь между первичной цепью зажигания и выходными показателями вторичной цепи. Первичная цепь, передавая свои характеристики вторичной цепи за счет взаимоиндукции, в точности отображает их. В примере голубая кривая представляет собой сигнал низкого напряжения, показания которого сняты диагностическим сканером со встроенным осциллографом с отрицательной клеммы катушки (отмеченной цифрой 1). Красная кривая представляет собой выходной сигнал высокого напряжения, показания которого сняты с главного провода. В примере обе формы колебаний показывают одинаковое время горения искры – 1,1 мс.
Рис. 1.0
Внутри первичной обмотки катушки расположена вторичная обмотка. Эта обмотка представляет собой проволоку, намотанную вокруг многопластинчатого стального сердечника, и имеет приблизительно от 20 до 30 тысяч витков. Один конец подсоединен к клемме первичной обмотки, а второй – к крышки катушки. Высокое напряжение создается за счет взаимной индукции между первичной и вторичной обмотками, а центральный сердечник из мягкой стали еще больше усиливает магнитное поле между ними.
В системе с распределителем, вторичное высокое напряжение индуктированное катушкой распределяется на определенную свечу зажигания через контакты в крышке распределителя. Эта система очень быстро выходит из употребления в связи с внедрением системы распознавания цилиндра и систем с индивидуальной катушкой на каждом цилиндре с меньшим количеством движущихся деталей и низким коэффициентом износа. Неисправности в таких системах легко выявляются с помощью сканера для диагностики. Напряжение, измеряемое на свече, является тем самым напряжением, необходимым для скачка через зазор свечи в переменных условиях, и определяется одними из нижеперечисленных условий:
Напряжение свечи (кВ) повышается при: | Напряжение свечи (кВ) уменьшается при: |
- больших зазорах свечи | - маленьких зазорах |
- большом зазоре ротора | - низкой степени сжатия |
- повреждении провода свечи зажигания | - наличии богатой смеси |
- повреждении в главном проводе | - некорректной установке угла опережения |
- изношенности свечей зажигания | - сопряжении с «массой» |
- наличии бедной смеси | - засорении свечей зажигания |
- смещении ротора |
Технические условия свечи старого двигателя относительно напряжения обычно бывают ниже, чем нового, так как более современные исполнения имеют боле высокий коэффициент сжатия, меньший коэффициент присутствия воздуха в горючей смеси и большие зазоры свечей зажигания. Современный двигатель с бесконтактной системой зажигания имеет все преимущества перед электронными системами зажигания с постоянной энергией, даже с бонусом в виде исключения из системы крышки распределителя, главного провода и ручки распределителя зажигания. Проблемы с обеспечением безопасности во влажной среде или при заедании в настоящее время практически исключены. Система бесконтактного зажигания имеет свои недостатки, например тот факт, что половина свечей заряжена отрицательно, что допустимо, а вторая часть заряжена положительно, что менее допустимо. Это влияет на уже упомянутую ранее изнашиваемость свечей, заряженных положительно. Это система также известна под названием система изнашивания искры. Это не означает, что свечи зажигания изнашиваются вдвое больше чем обычно, так как изнашивание искры происходит на такте выхлопа, и поэтому не подвергается сжатию. Если свечи зажигания вынуть после нескольких тысяч миль и проверить, то мы увидим, что электроды двух свечей находятся в довольно хорошем состоянии, в то время как свечи, заряженные положительно, определят как вышедшие из строя.
Вторичное напряжение и формы колебаний.
Рис. 1.1
Схема вторичного зажигания, изображенная на рис.1.1 является типичной формой колебаний для двигателя с электрическим зажиганием. Форма колебаний представляет собой схему вторичного высокого напряжения индивидуальную для каждого цилиндра за интервал времени. Вторичная волна показывает напряжение, необходимое для того чтобы активизировать электрод свечи зажигания (А), и (В) продолжительность времени, за которое высокое напряжение протекает по электроду свечи зажигания после отметки начального напряжения до скачка через зазор свечи. Это время в автодиагностике называется «время горения» или «продолжительность искры». На приведенном рисунке можно увидеть, что горизонтальная линия напряжения в центре осциллоскопа фактически является постоянным напряжением с вольтажом в примерно 3 кВ. Это напряжение носит название «искрокривая» (кВ). Это напряжение, необходимое для поддержания распределения искры по электроду свечи и определяется в первую очередь вторичным напряжением в цепи высокого напряжения. Продолжительность искры составляет от 0-отметки до D, в данном случае 1,0 мс. Далее видно, что форма колебаний резко падает до отметки (Е), так называемое «колебание катушки». Колебание катушки должно проявляться в виде немногочисленных пиков (верхних и нижних) и должно быть видно как минимум 4-5 пиков. Затухание пиков колебания свидетельствует о том, что катушка нуждается в замене. Пример вышедшей из строя катушки зажигания и последующее затухание колебания представлен на рис. 1.2. Колебание, отмеченное в точке (F) называется «пик полярности». Это напряжение будет представлять собой напряжение противоположной полярности, чем напряжение зажженной свечи, так как оно создано, при первичном появлении магнитного потока или в начале периода замкнутого состояния контактов.
Рис. 1.2
Система конденсаторного зажигания SAAB.
Эта система отличается от обычной магнитно-индуктивной системы зажигания и носит название системы конденсаторного зажигания. Эта система использовалась в ограниченном числе автомобилей в конце 60-х – начале 70-х годов, но в настоящее время наблюдается возрождение этой инновационной системы. Блок зажигания состоит из отдельных катушек, установленных непосредственно на свечах зажигания и помещенные в патрон, размещающийся между кулачками распределительного вала двигателя. Кроме катушки зажигания и наконечников проводов свечи зажигания, в патроне также располагается конденсатор и зарядный преобразователь и некоторые дополнительные электрические схемы, так как постоянный ток не может быть умножен преобразователем пока он не будет преобразован в переменный ток, обычно при помощи генератора. 400-вольтовое напряжение конденсатора будет разряжено на заданную сигналом ЭСУД катушку. В этом заключается главное отличие этой системы от обычной системы с отдельной катушкой на каждом цилиндре. 400-вольтовый разряд переходит к положительно заряженной клемме катушки, в то время как отрицательная клемма представляет собой постоянную «массу». Где, как в типичной системе, 12 В подают на положительную клемму, а 400 В принимает отрицательная клемма за счет индукции. Все соединения внутри и снаружи патрона имеют напряжение 12 В и меньше и в первую очередь от ЭСУД. При запуске двигателя путем проворачивания коленвала, ЭСУД поджигает цилиндры 1 и 4 одновременно, а цилиндры 2 и 3 как изношенные искры, с каждой верхней мертвой точкой, пока ЭСУД не определит, какой цилиндр находится на рабочем ходу (в отличие от хода выхлопа). ЭСУД получает контрольный сигнал от датчика Холла, который расположен в задней части переднего шкива. Когда наблюдаются малые показатели скорости прокручивания коленвала, для помощи запуску двигателя ЭСУД продолжает разжигать свечи до 60° после верхней мертвой точки с постоянной дугой над электродами свечей. Этот процесс продолжается пока скорость двигателя не достигнет 850 оборотов в минуту. Если двигатель завести не удается, а ключ зажигания возвращается из положения запуска, ряд последовательных искр зажигаются над свечами, с тем чтобы предупредить образование нагара и устранить избыток углеводородов, оставшийся в цилиндрах. Работа с системой вторичного зажигания требует повышенной степени осторожности, а еще большей требует данная система. На рис. 1.3 изображена система непосредственного зажигания, используемая в автомобилях Saab.
Рис. 1.3
Все примеры форм колебаний зафиксированы с помощью автомобильного осциллографа, входящего в состав сканера для авто. Оборудование других производителей будет иметь другой диапазон вольтажа, но конечные данные должны быть очень близки к полученным нами. Запомните, что при использовании оборудования с диапазоном для высокого напряжения, форма колебаний будет иметь меньшую амплитуду, несмотря на то, что общее напряжение будет одинаковым. В следующем цикле уроков мы будем рассматривать систему впрыска топлива.
- Комментарии
- Вконтакте